Что можно делать у косметолога если вам...

<< назад к списку

Когда-то наступает момент, похожий на своеобразный день сурка

Каждое утро один и тот же кабинет, повторяющиеся процедуры и те же клиенты, монотонность зашкаливает. Тогда набираешь в поисковой строке фразу «косметолог-тренер по…». И... начинаются изматывающие командировки, хотя многие знакомые до сих пор считают, что приезжая в очередной город, я гуляю по обзорным экскурсиям.

На вопросы редакции электронного журнала Вести Косметолога отвечает Кира Филиппова, тренер-преподаватель УМЦ Мезо-Эксперт «Академия Научной Красоты», врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, г. Москва.

1. Как получилось, что Вы стали тренером? Чья это была инициатива - у Вас возникло желание, и Вы сами искали вакансию, или на Вас вышли представители косметического бренда?

Наверное, каждого человека, независимо от профессии, хотя бы раз преследовало ощущение однообразия, рутины и однобокости событий. Казалось бы, любишь свою работу, получаешь за нее не только материальную, но и эмоциональную компенсацию, однако, чего-то все же не хватает…

Отчасти это может быть связано с тем, что косметология подразумевает не только знания анатомии, биохимии и прочих фундаментальных дисциплин медицинского профиля, но и момент творческой реализации. Сначала ты выполняешь все по алгоритмам, блок-схемам, как в школе на информатике, а потом, начиная пропускать знания через собственное восприятие, формируешь индивидуальную программу ведения конкретного пациента.

И вот, как у любой хоть немного творческой личности, у косметолога наступает период кризиса. Своеобразный день сурка. Каждое утро один и тот же кабинет, список повторяющихся процедур, которые к тому же имеют определенную сезонность и, следовательно, еще большую частоту повторений (а если в клинике задумали ввести акции и скидки, то монотонность происходящего и вовсе зашкаливает). Поломав голову над происходящим, начинаешь искать новые точки приложения своей профессии. Чтобы и суть процесса не менять, и разнообразие внести. Возможно, на этом этапе находишь в поисковой строке сайта, специализирующего на поиске работы, не просто слово «косметолог», а фразу «косметолог-тренер по…».

2. Совпало ли Ваше ожидание о работе тренера с тем, какая роль и миссия у Вас на самом деле?

Как и в любом новом деле поначалу все представляется в более привлекательном виде. Если это командировки, то целый калейдоскоп городов и достопримечательностей, если общение с именитыми коллегами, то обмен уникальным опытом и познаниями, если разработка новых методик или подготовка семинаров, то увлекательнейший процесс самореализации. Многие мои знакомые до сих пор считают, что приезжая в очередной город, большинство времени я уделяю прогулкам и обзорным экскурсиям.

На самом деле, постоянные перелеты изматывают. Неожиданно я прониклась пониманием к нашим музыкальным исполнителям, чья жизнь состоит из сплошных гастролей (и которых, кстати, ты легко можешь встретить на соседнем кресле в самолете, хотя многие опять же отнесут этот факт к несомненным плюсам работы). Компании, в которых ты учился или закупал продукцию, вдруг становятся конкурирующими, особенно на период выставок и конференций, где представлены препараты одного направления. А новые методики не возникают в короткие сроки, для подтверждения эффективности и безопасности нужно время, да и все новое, как известно, - это хорошо забытое…

Впрочем, потеряв некий романтизм, увлеченность все-таки не утрачиваешь. Работа тренера интересна в первую очередь тем, что ты начинаешь смотреть на знакомые вещи под другим углом. При этом, безусловно, ты можешь ошибаться, трактуя и обосновывая действие препарата, через какой-то промежуток времени даже искренне недоумевать, почему в тот момент ты считал именно так, но продолжать движение. Ты пытаешься копаться и в себе, и в тематической литературе. Ведешь постоянную работу внутри себя, не простаиваешь. Для меня прямые продажи и тренерство не пересекаются, это две параллели. Понятно, что они идут вместе и всегда приятно, когда после семинара хороший ажиотаж на продукцию. Но семинары не должны быть главным инструментом продаж. После обучения должен ощущаться профессиональный подъем, желание работать и пробовать новые препараты на практике. Руководителям хочется иметь хорошую прибыль после завершения мастер-класса, но далеко не все специалисты могут сразу переключиться на другую марку или бренд. Многие тренеры получают процент с продаж, тут главное, не перегнуть палку. Придя в магазин, мы не любим, когда нам навязывают товар, предпочитая свободу выбора. Нужно время, чтобы определиться с предпочтениями.

3. Читаете ли Вы отзывы о бренде в интернете (клиентов и профессионалов), чтобы знать сильные и слабые стороны продукта и правильно выстраивать свою работу, готовя себя заранее к каверзным вопросам и возражениям учеников? Позволял ли Вам когда-нибудь отзыв о продукте найти оригинальное решение его продвижения или пример для презентации качеств бренда?

Безусловно. Опять же тот факт, что все мы разные позволяет мыслить в иной плоскости. Многие интересные моменты возникают именно на самом семинаре, когда специалисты делятся своими наработками, рассказывают о пациентах или даже о негативном опыте. Не будь таких нестандартных ситуацией, мы бы, возможно, не так скоро начали применять ботулотоксин для коррекции мимических морщин (если вспомнить для чего изначально применялся препарат). Некоторые косметологи – просто гении маркетинга, в хорошем смысле слова. У них можно многому научиться. Впрочем, отзывы о препаратах более ценны при личном общении. То, что мы встречаем на просторах интернета, в большинстве случаев сомнительно. Кто-то занимается продвижением бренда и пишет отзывы «под копирку» в одном лексическом стиле, кто-то - наоборот высказывается излишне негативно, ничем не подкрепляя свои слова. Живое общение куда продуктивнее.

4. Потребовалось ли Вам обучаться работе тренера, или без каких-либо дополнительных усилий всё сразу встало в колею, и как говорил Гагарин: "поехали!".

Любой профессии учишься всю жизнь. А работа врача-тренера и вовсе подразумевает совмещение нескольких профилей. Лектор и практик, врач и тренер - разные плоскости. В том смысле, что наличие ораторского мастерства не всегда пропорционально умению держать в руках скальпель и наоборот. Нужно чувствовать публику, следить за речью, периодически вплетать в рассказ занимательные истории, пытаться гасить возможные конфликты с теми, кто «все сам прекрасно знает», при этом «лить меньше воды», контролировать временные рамки семинара и прочее, прочее, прочее…

Если бы тренерам по косметологии давали на лето список литературы к прочтению, то помимо всевозможных анатомических атласов он точно включал в себя пару книг Дейла Карнеги, учебник по информатике с главами по искусству создания презентаций, словарь Ожегова и энциклопедию маркетинга. И даже прочтя все это, нельзя стать эталоном.

Публика, посещающая семинары, чаще всего разнится. Кто-то только начинает свою карьеру, досконально записывает лекцию, фотографирует каждый из двухсот слайдов, а кто-то имеет огромный стаж, экономит время и предпочитает максимальную «выжимку» материала. Только интересно-показательные фото и иллюстрации находят одинаковый отклик в глазах аудитории. Яркий запоминающийся визуальный ряд разбавляет и потоки теоретического материала, и выделяется среди прочих презентаций. Если лектор желает внести в свой доклад немного правильной иронии, это проще всего сделать именно в слайдах.

5. Какие условия для работы нужны тренеру? Считаете ли Вы, что помимо оклада, премии и командировочных тренер заслуживает особых привилегий?

Сами составляющие зарплаты в разных компаниях отличаются (оклад, процент с продаж, гонорар за семинар разного уровня), а расходная часть, конечно, должна оплачиваться стандартно. Оплата мобильной связи, трансферов, гостиниц, международных стажировок, суточных - мне кажется, это есть в любой нормальной компании.

Насчет особых привилегий даже не знаю. Беспаспортный проход на рейс в аэропорте, услуги массажиста и пошив медицинского халата от именитого кутюрье лично мне внести в трудовой договор не удалось. Может, кому-то больше с райдером повезло?)

6. Меняли ли работу тренера, переходили ли от одного продукта к другому. Что становилось причиной?

Думаю, что причин смены работы всего две - человеческий фактор и амбиции. Хороший сплоченный коллектив или проверенный известный бренд (или хотя бы надежный партнер) - практически абсолютное условие постоянного места работы. Это покрывает и ненормированный рабочий день, и перегрузки, и усталость. Даже высокий уровень заработков будет привлекать только на первых порах. Если ты сам не веришь в действие препарата, его безопасность или терпишь постоянные нападки в свой адрес на работе, долго это не продлится.

Часто встречается такая ситуация, когда за одним человеком из компании движутся несколько работников. Причем уходят по собственной инициативе. Кто-то желает переключиться на другое направление медицины, уйти от практики в научное русло, проявить себя с другой стороны. Но это опять же вписывается в те две причине, упомянутые выше.

Самое интересное, что люди все равно остаются в пределах одной сферы. Косметология - большой котел, в котором варятся (возможно, на разном огне) вне зависимости от корпорации о сути одни и те же люди.

Филиппова Кира Александровна

02.08.2016

косметология 2024