Елена Москвичева
Чем дороже услуги, которые косметолог оказывает пациенту, тем критичнее он относится к результату. Массаж за три тысячи - для пациента просто удовольствие, а контурная пластика за тридцать - серьезное вложение в свою внешность. И уж тут будьте добры!
Все чаще на нашем рынке встречаются истории оказания косметологической услуги, которые оканчиваются печально - судебными исками. Причем, и та, и другая сторона процесса в глубине души знает, чем все кончится:
Однако, встретившись, обе стороны рассчитывают на лучшее.
Косметолог - на проценты от процедуры. Пациент - на то, что лицо все-таки станет слегка моложе.
Если последнего не происходит, пациент готов лишить и косметолога его честно заработанной радости - высудить деньги, потраченные на услугу и еще побаловать себя возмещением морального ущерба.
Все так. И так всегда было. Одно беспокоит. Врачи, выросшие в лоне официальной медицины, умеют правильно заполнять медицинскую документацию, а молодые косметологи, к сожалению, - нет.
Мало того, что они не знаю МКБ-10 (международный классификатор болезней, учите матчасть!) и описывают состояние пациента какими-то портновскими терминами: зона декольте и так далее, так еще и забывают о том, что все графы, которые они заполняют, должны между собой согласовываться и логически вести к постановке диагноза и плану лечения.
Мне по работе часто приходится анализировать медицинские карты врачей-косметологов.
Вот те ошибки, которые завтра приведут к судам и выплате компенсаций за моральный и материальный ущерб.
1. Пациенту не выдали информированного согласия на процедуру, а если выдали, то в нем нет волшебных слов " я понял", "мне понятен"...
Они означают, что пациент прочитал, согласился и расписался в том, что ему не только разъяснили... но он это еще и понял, будучи в трезвом уме и здравой памяти.
Иначе на суде он скажет, что не знал, например, термина "кавитация", а врач, рассказывая ему о процедуре, пользовался непонятными медицинскими терминами. И будет прав перед судом!
2. Пациент не подписал своей рукой и не сделал пометок в нужных местах в "медицинской истории" (необязательный по закону, но очень важный документ, в котором пациент самостоятельно отвечает на вопросы, ставит крестики или галочки, пишет, расписывается).
Сколько раз ему делали инъекции ботулотоксина? Какого? Где?
Принимает ли оральные контрацептивы? Какие? Как долго?
Подвергался ли в последние месяцы процедурам фотоомоложения. Когда? На каких участках лица?
На основании этих данных врач может отказать в услуге, может изменить план лечения, но в любом случае он будет предупрежден о возможных нежелательных реакциях на ту процедуру, которую сам назначил и сам же выполнил.
И пациенту, в дальнейшем, не придется делать невинный вид в суде и говорить, что он не знал, что инъекции ботулотоксина нежелательно делать каждые два месяца только потому, что в углу глаза ему вдруг почудилась тонкая паутинка морщинки!
3. Последнее и самое главное! Если вы врач, то это ваша зона ответственности - собрать анамнез, поставить диагноз и расписать лечение. Если же вы идете на поводу у клиента, который срочно хочет получит некую услугу, то хотя бы следите за тем, чтобы в медицинской карте, начиная от описания статуса клиента, его жалоб и диагноза прослеживалась логическая нить к назначаемой процедуре.
Что же мы видим на практике? Пациент приходит к косметологу с чувством смутного недовольства. Врач записывает жалобы на состояние мелких сосудов в нижней трети лица, плохой цвет лица и т.д. В строке диагноз ставит "купероз".
Умничка!
А дальше идет невообразимое. В плане лечения появляется контурная пластика - филлер в носогубную складку и инъекция ботулотоксина в область верхней губы.
При этом носогубные складки как эстетический недостаток и как форма птоза в карте не описаны, о морщинах на верхней губе (так называемый "кисет") нет ни слова!
Любой суд, любой совет по защите прав потребителей увидит тут классическую косметологическую разводку: пациент пожаловался на одну проблему, а заплатил за решение совсем другой, которую врач вначале даже не увидел и не описал в амбулаторной карте.
Никто не будет разбираться в чем причина:
У врача ли завалялся лишний шприц с кожным наполнителем и был под рукой открытый флакон с разведенным ботулотоксином?
Пациент ли внезапно захотел убрать носогубную складку, а лечение купероза отложил на потом?
Теперь, когда в карте есть записи врача, а у недовольного пациента есть на руках информированное согласие на контурную пластику, договор на оказание услуги "контурная пластика" и чек, подтверждающий факт оплаты этой услуги, качество медицинской помощи оценивает экспертный совет, назначаемый судом. И он-то сразу увидит несоответствие в оформлении медицинской документации.
29.03.2013